ВОЛЬТЕР

настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ

(21.11.1694 - 30.05.1778)

французский писатель и философ, один из главных представителей просветительской мысли XVIII века; поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист.

Точное происхождение псевдонима Вольтер неизвестно. Это может быть анаграмма

«Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший».

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ


Франсуа-Мари Аруэ родился в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе.

Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа.

Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна,-

нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.


Поскольку в то время было принято идти по стопам своих родителей, по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла своё и он бросил изучать

скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.


Очень скоро, в мае 1717 года, молодой поэт попал в наводящую ужас на всех крепость в Бастилию – незыблемый символ

королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции.

Тем не менее год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ В ДРАМАТУРГИИ

В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип» по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой.
В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».

Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду», принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности. Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI. Идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля–деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.

Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером

и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение. Вольтер дерзко ответил дворянину, но тот не счёл нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга.

Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живёт в сословном обществе,

но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.

Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесённое оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию.
ОТЪЕЗД В АНГЛИЮ

Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Пребывание там в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбы за политическую свободу сильно изменило молодого человека и помогло закончить формирование его убеждений. Новые взгляды нашли своё отражение в сборнике статей «Философские повести», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском. В этом произведении сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.

По возвращении Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием.
Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.

ПРЕБЫВАНИЕ В ШАМПАНИ


Дабы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа - в замок Сирей, находящийся в Шампани, принадлежавший его возлюбленной маркизе де Шатле, которая для своего времени была женщиной чрезвычайно образованной: она разделяла

рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьёзно изучала Библию.

Десять лет, которые Вольтер и маркиза де Шатле провели в уединённом замке, были чрезвычайно плодотворными.

Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона».

Отчёты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук.


В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV». Научный подход к изучению мира постепенно менял взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.

Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвящённая одному из самых тяжелых периодов французской истории и её национальной героине Жанне Д'Арк. Поэма была закончена ещё в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году. В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в её божественное предназначение. Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию. Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, её веру в успех дела, её умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе. В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, с гневом клеймит её палачей и предателей народной героини.

ВОЛЬТЕР - ЦАРЕДВОРЕЦ


В 1745 году Вольтер был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук. И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но всё его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны. Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — всё это сподвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля.

Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.

СОЗДАНИЕ "ЭНЦИКЛОПЕДИИ"

В Швейцарии, неподалеку от Женевы, Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д'Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.

Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера. В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той её части, где описывались различные чудеса и видения.

В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина. С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьянённых одной идеей и ради этого способных инициировать ещё одну «Варфоломеевскую ночь». Эта статья негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его единомышленников.

ТВОРЧЕСТВО В ФЕРНЕЕ


Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрёл два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией. Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещённым монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось и он мог позволить себе роскошный образ жизни. Он получал несколько пансионов из разных стран мира. Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений и умение правильно вести финансовые операции –

всё это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.

Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов со всего мира. Здесь Вольтер провёл почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа–отшельника. Именно отсюда он вёл обширную переписку, причём со многими августейшими особами: императрицей Екатериной Великой, прусским королем Фридрихом II, польским монархом Станиславом Августом, королём Швеции Густавом III и королём Дании Христианом VII. Даже в возрасте 65 лет Вольтер писал и отправлял сотни писем.
Здесь Вольтер написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Это произведение показывало Петра Алексеевича как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.

Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества. В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал её жертв, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар.

СМЕРТЬ В ПАРИЖЕ


На склоне лет, в 1778 году, философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности.

В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.

Пребывание в столице Франции было очень насыщенным: Вольтер несколько раз посетил заседания французской Академии наук,

увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестёр».

Спустя всего три месяца Вольтер умер.


Осознавая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении. Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое пренебрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.

Всю свою жизнь Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического направления в науке. Философ отстаивал естественные права каждого человека: на жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.

ФИЛОСОФИЯ ВОЛЬТЕРА


Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопросы, интересующие человечество с древнейших времен.

Это вопросы: «Кто я? Для чего я пришёл в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»


Вольтер по своим философским взглядам был деистом, последователем Джона Локка и Исаака Ньютона.

Деизм — учение, признающее наличие Бога, но отрицающее религиозный догматизм и сверхъестественные явления.

Вольтер, как ярый противник абсолютизма, критиковал церковь, но не оправдывал атеизм, размышлял о тщетности бытия, естественных правах и величестве человека, бессмысленности чистого оптимизма, в котором видел оправдание существующего социального зла.


Вольтер оказал большое влияние на развитие мировой философии и, в том числе, русской.

Высказывания Вольтера впоследствии легли в основу принципов и институтов права.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

БИБЛИОТЕКА №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website