Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН
(28.11.1829 - 20.11.1894)
Русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог.
Антон Григорьевич был личностью поистине ренессансного масштаба.
Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой:
он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений.
Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества, Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью,
преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал, как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем концертное турне по крупным городам Европы в 1840-1843 годах. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
С 1844 года Антон Григорьевич жил и работал за границей, где занимался по теории музыки, общался с Феликсом Мендельсоном, Фридериком Шопеном и Ференцом Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование творческой личности композитора. Однако весьма скоро он приобрёл полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твёрдость характера остались у музыканта до конца его дней. 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене: жил там впроголодь,
пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Ференц Лист помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.
В 1872-1873 годах Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар — 80 тысяч рублей.
Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах — Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), — сделали его мировой знаменитостью.
И каждый раз пианист повторял серию бесплатно — для учащихся и педагогов.
На излёте своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес.
Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году.
Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.
На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнёс речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:
«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…».
Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений — опера «Демон» и «Персидские песни»
(и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...»).
В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы.
Мятущегося, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые. И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив своё время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас.
«Меня всегда интересовало исследовать, — может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д.
И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...» (А. Рубинштейн)
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки