Галина Сергеевна УЛАНОВА
(08.01.1910 — 21.03.1998)
советская балерина, педагог.
Прима-балерина Ленинградского театра
оперы и балета имени С.М. Кирова (1928 - 1944)
и Большого театра СССР (1944 - 1960).
Детство и юность
Детство и юность Галя провела в родном Санкт-Петербурге. Забавно, но вряд ли кто-либо из видевших её выступления в расцвете карьеры догадался бы, что эта хрупкая, изящная женщина в детстве была настоящим сорванцом.
Дело в том, что родители ожидали появление на свет сына, поэтому отец, так и не настроившийся на игры с девочкой, прививал дочери мальчишеские увлечения. Они вместе ходили на рыбалку, копали червяков, мастерили сети и сушили рыбу. Когда Галя приезжала на дачу и соседские девочки звали её играть в куклы или лепить куличики, она гордо отвечала, что предпочитает стрелять из лука и лазать по деревьям.
В 18-летнем возрасте Галина окончила хореографическое училище и в том же 1928 году, фактически сразу после выпускного спектакля, вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре получил имя Сергея Кирова, а позднее вернул себе историческое название — Мариинский театр.
Балет
С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков.
Уже через год в её творческой биографии появилась ведущая партия: это были Одетта и Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка стала незаменимой балериной, а дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30–40-х годах, до сих пор считается образцовым.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Уланова выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала и на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание народной артистки Казахской ССР. Через год звезда балета перешла в Москву, в Большой театр. По этому поводу Галина Уланова позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано сверху — из Центрального комитета. Фактически выбор был прост:
или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще.
Через четыре года, в 1960-м, танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины.
Но из Большого театра она не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Среди её учеников были такие звезды российского балетного искусства, как Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Ирина Прокофьева.
Галина Уланова работала также с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета. Кроме того, легендарная балерина в качестве председателя жюри судила международные конкурсы, причём не только в Москве, но и в болгарской Варне. На одном из таких фестивалей она хвалила выступление ещё одного будущего мастера советской сцены — Мариса Лиепу.
Память
О профессиональной и личной жизни великой балерины были сняты документальные фильмы «Одиночество богини» и «Мир Улановой» и написан целый ряд книг, в том числе «Дни с Улановой» Альберта Кана, «Я не хотела танцевать» Сании Давлекамовой и «Галина Сергеевна Уланова» Валериана Богданова-Березовского.
Русскую балерину почитали и отдавали ей дань уважения во всём мире. Помимо памятников и мемориальных досок, есть и необычные проявления благодарности. Цветоводы вывели в её честь сорт тюльпанов и белой сирени, астрономы назвали её именем астероид, Центральный банк России выпустил юбилейную монету с профилем Улановой. Также в квартире Галины Сергеевны на Котельнической набережной создан мемориальный музей.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
БИБЛИОТЕКА №13